Фредерик Франсуа Шопен биография

Биография Шопена

Фредерик Франсуа Шопен биография. Судьба отметила Шопена печатью гениальности, а современность оставила в его сознании непреходящий след. Композитор родился в эпоху Наполеона, которая для поляков была временем надежды. Он взрослел в Варшаве накануне ноябрьского восстания, но в дни восстания находился уже на чужбине — в Вене и Германии.

В конце концов польский композитор осел в Париже — культурной столице Европы того времени — ни на минуту не забывая о Польше. Это прекрасно передает стихотворение Виктора Юноши «Шопен»: «Французское небо плакало для него польским дождем». Читайте еще: Леонардо да Винчи биография.

Фредерик Франсуа Шопен — великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства.

Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей.

Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

Первые шаги в музыке

Первые шаги в музыке

Музыка в доме Шопенов звучала непрестанно. Музыкальный талант Фредерика проявился очень рано. В раннем детстве игре на фортепиано его учила мать. В 1816–1822 годы учителем Шопена был Войцех Живный, скрипач чешского происхождения. Уже в возрасте семи лет Фредерик издал «Полонез g-moll» и начал выступать в домах шляхты и аристократии — во Дворце Раздивиллов [сегодня Президентский дворец — прим. перев.], в Бельведерском дворце у великого князя Константина Павловича, у Чарторыйских, Сапег, Четвертинских, Прушаков, Зайончеков, в Голубом дворце у Замойских, у Потоцких, Мокроновских, Грабовских, Константовы Волицкой, Тересы Кицкой, а также в Купеческом клубе (Дворец Морштинов) у Клементины Гоффмановой (в девичества Танская).

В 1818 году Шопен преподнес два своих полонеза Марии Федоровне, матери царя, во время ее визита в Варшаву. В 1820 году итальянская певица Анджелика Каталани, восхищенная игрой Шопена, подарила ему золотые часы с дарственной надписью.

В том же году отец Шопена стал профессором французского языка в Военной школе (до этого с 1812 года он преподавал французский язык и литературу в Школе артиллерии и инженерии). С 1823 года советы по части композиции давал Фредерику Юзеф Эльснер, а с 1826 года он преподавал ему в Главной школе музыки.

По сути игре на пианино Шопен выучился сам. Он не сдавал выпускных экзаменов, потому что тогда ему пришлось бы потратить еще один год на учебу в лицее. В то время разрешали приступать к учебе в высшей школе сразу после окончания лицея, без экзаменов. Фредерик продемонстрировал выдающиеся способности, на окончание учебы в 1829 году (тогда ему было 19 лет) в выпускной характеристике для министерства Эльснер написал:

«Шопен Фредерик — невероятный талант, музыкальный гений».

Детские и юношеские годы Шопена были самым радостным и беззаботным периодом его жизни. Он рос, купаясь в любви родителей и сестер, в первую очередь заботливой Людвики, развивал свои многочисленные способности — прекрасно изображал учителей, поставил с сестрой Эмилией комедию под говорящим названием «Ошибка, или Мнимый плут», а также создал детское Литературное общество развлечения для пансионеров. Еще он любил сочинять стихи.

У Фредерика было много друзей среди ровесников, они гордились им и любили веселые шалости, до которых он был большой охотник.

Варшава Шопена

Чудо-ребенком восхищались в великосветских салонах. На музыкальных вечерах в Благотворительном обществе неподалеку от костела Св. Анны он исполнял фортепианные концерты Адальберта Гировеца, Фердинанда Риса, Иоаганна Непомука Гуммеля, Джона Филда. В студенчестве частенько наведывался в музыкальную мастерскую Буххольца на углу Мазовецкой и Свентокшиской, музыкальные магазины Магнуса и Францишека Клюковского и магазин музыкальной книги Антония Бжезины на Медовой улице, где он пробовал новые ноты, присланные из Вены или Берлина.

Во дворце Треттера напротив книжного магазина Бжезины в 1826–1830 годах находилось кафе «Pod Kopciuszkiem» для людей театра, а в бельэтаже — «Dziurka», где собиралась молодежь. Рядом была еще «Honoratka», а на Краковском предместье на пересечении с улицей Козьей кафе «Pani Brzezińska». Здесь Шопен встречался с молодыми литераторами, критиками и музыкантами.

В 1825–1826 годы каждую неделю юный Шопен играл на органе в Костеле визиток. Он был тесно связан с костелами Святого Креста и Св. Анны, а в евангелическо-аугсбургском костеле в 1825 году играл на эолимелодиконе для царя Александра I, от которого получил в подарок бриллиантовый перстень. Консерватория находилась в зданиях монастыря бернардинок между костелом Св. Анны и королевским дворцом. Там проходили некоторые практические занятия Главной школы музыки, а теоретические лекции читали в Казимировском дворце.

В этих местах польской столицы Шопен бывал чаще всего. С другом Титусом Войцеховским он часто гулял по своему любимому маршруту: от улицы Новы Свят до Замковой площади. Разумеется, он бывал на спектаклях в Национальном театре на площади Красинских, которым руководил Кароль Курпинский — на операх Моцарта, Россини, Спонтини, Буальдьё.

«Вольного стрелка» Вебера 1826 года (по словам самого Шопена, спекталь «удивительной романтичности и необыкновенно изысканной гармонии») позже он имел возможность сравнить с постановкой в Берлине. Он познакомился также с несколькими польскими операми, в частности, Курпинского и Эльснера.

В 1827 году Шопен побывал на концерте Марии Шимановской, слушал талантливых юных пианистов Юзефа Крогульского и Антония Контского, а весной 1828 года восхищался знаменитым Гуммелем, чьи произведения очень любил исполнять.

Путешествия

Путешествия

В сентябре Шопен отправился с профессором Феликсом Яроцким, другом Николя Шопена, в Берлин. Там он посмотрел несколько опер, не только уже упомянутого «Вольного стрелка», которого видел в Варшаве, но и произведения Гаспаре Спонтини, Петера фон Винтера, Жоржа Онсло и Доменико Чимарозы. Слушал также «Caecilien-Ode» Генделя, расширяя свои познания в области современной музыки. На обратном пути, в Познани, Шопен навестил архиепископа Теофила Волицкого, родственника Скарбеков.

В мае 1829 года в Варшаве Шопен слушал двух скрипачей — Кароля Липинского и легендарного Никколо Паганини, давшего в польской столице десять концертов. Его техника восхитила Шопена. В последний год учебы он написал два произведения для фортепиано с орекстром («Rondo à la krakowiak» и «Фантазия на польские темы») и, став дипломированным композитором, решил отправиться в обществе знакомых в Вену.

По дороге они заехали в Краков, осмотрели город и окрестности. В гостевой книге отдела рукописей Ягеллонской библиотеки, располагавшейся в Collegium Maius, сохранилась запись Шопена. Фредерик восхищался старинными зданиями, побывал в Величке, Ойцовском парке и Песковой Скале.

В это же время просьба Николя Шопена на имя министра образования выделить его сыну стипендию для учебы за границей застряла у министра внутренних дел — в итоге в стипендии было отказано. Фредерик Шопен смог лишь ненадолго поехать в Вену.

На концерте под управлением Вильгельма Вурфеля, знакомого Шопену еще по Варшаве, он сыграл свои «Вариации op. 2» на тему «Là ci darem la mano» из оперы «Дон Жуан» Моцарта, импровизировал на тему из оперы Буальдьё «Белая дама» и пентатонической свадебной мелодии «Oj chmielu, chmielu». Вариации приняли столь восторженно, что Шопен, по его собственным словам, не слышал оркестра, а его импровизации потрясли всех.

Хаслингер опубликовал «Вариации», вызвавшие восхищение и большой интерес. Во время второго бесплатного концерта Шопен сыграл свое «Rondo à la krakowiak» и «Вариации». Он познакомился со многими музыкантами и критиками, высоко оценившими его талант (в частности Карлом Черни и Леопольдиной Благеткой), встретил товарища по учебе Томаша Нидецкого, посмотрел несколько новых опер — Мегюля и Мейербера.

На обратном пути Шопен посетил Прагу, Цеплице, Дрезден. В Цеплице он сыграл у князя и княгини Клери, импровизировал на тему из оперы «Моисей в Египте»Россини. В Дрездене посмотрел «Фауста» Гете. В Варшаву Шопен вернулся через Вроцлав и Калиш.

Концерты f-moll и e-moll

Окрыленный венским успехом, Шопен бросился сочинять свой первый «Концерт для фортепиано f-moll», затем первые этюды, а в 1830 году — ноктюрны. Он участвовал в камерных вечерах у Юзефа Кесслера, где слышал камерные произведения Шпора, Гуммеля, Бетховена (Трио op. 97 «Эрцгерцог»).

Осенью Шопен на неделю отправился в Антонин, музицировал с князем Радзивиллом, написал «Полонез» для виолончели и фортепиано, играл для дочерей князя —Ванды, которой давал уроки, и Элизы. В декабре композитор участвовал в концерте и импровизировал на темы из модной музыкальной комедии «Крестьянин-миллионер» Йозефа Дрехслера в постановке Юзефа Дамсе.

«Концерт f-moll» Шопен впервые исполнил в домашней обстановке с Курпинским и друзьями, а затем, 17 марта, сыграл его в Национальном театре вместе с «Фантазией на польские темы». Оркестром дирижировал Курпинский. Повторный концерт состоялся 22 марта, но включал уже «Rondo à la krakowiak». Рецензии были исключительно восторженные:

«Судьба одарила поляков Шопеном, как немцев Моцартом».

Однако композитора упрекали в излишней смелости некоторых звуковых решений. Шопен был раздосадован, но стерпел критику и принялся за сочинение второго «Концерта e-moll».

В это время Фредерика покорило исполнительское мастерство и обаяние певицы Генриетты Зонтаг, но он уже питал нежные чувства к молодой певице Констанции Гладковской. Шопен положил на музыку многие стихи из сборника Стефана Витвицкого «Сельские песенки» — «Пожелание», «Гулянье», «Чары».

Он набрасывал песни и вписывал их в альбом дочери Эльснера — Эмилии. В июле Шопен отправился в Потужин к Титусу Войцеховскому, своему ближайшему другу, а вторую часть каникул провел в Желязова-Воле. Место своего рождения он посетил в последний раз.

«Концерт e-moll», как и предыдущий, он сначала исполнил дома в сопровождении квартета. В числе приглашенных были Эльснер, Курпинский, Добжинский, Солива. 15 сентября Витвицкий в газете «Powszechny Dziennik Krajowy» написал:

«Это произведение гения».

11 октября Шопен выступил в Национальном театре с Анной Волков и Констанцией Гладковской, которая привлекала внимание своим белым платьем и розами, украшавшими ее голову. Была исполнена симфония Кароля Гернера, который после «Концерта f-moll» сыграл  свой «Дивертисмент для валторны». Дирижировал Карло Солива. Шопен остался доволен.

Роман с Жорж Санд

Роман с Жорж Санд

В феврале 1838 года Шопена пригласили во дворец Тюильри, где он играл и импровизировал для королевской семьи. В то время в личной жизни Шопена появилась писательница Жорж Санд (настоящее имя Аврора Дюпен, в замужестве баронесса Дюдеван).

Они были знакомы уже давно, но лишь в апреле 1838 года в гостях у графини Шарлотт Марлиани Жорж Санд решила его покорить. Она послала ему записку: «On vous Dore» [я Вас обожаю], а актриса Мари Дорваль добавила: «И я тоже». Затем Жорж Санд сблизилась с польской эмигрантской средой и отправила другу Фредерика Войцеху Гжимале знаменитое тридцатистраничное письмо, в котором убеждала его, что Шопен должен забыть о прежней привязанности и обратить свое чувство на нее.

Поначалу Жорж Санд не нравилась Фредерику, однако вскоре он воспылал к ней настоящей страстью. Осенью 1838 года он поехал за ней и ее детьми — Морисом и Соланж — на Майорку.

Сначала они жили на вилле возле Пальма-де-Майорка, однако выявленная у Шопена чахотка и строгие испанские санитарные предписания вынудили их переехать в монастырь в Вальдемоссе. После недолгой эйфории, вызванной климатом, природой и нежностью Санд, наступила катастрофа. Погода внезапно изменилась, а здоровье Шопена резко ухудшилось. Жорж Санд преданно о нем заботилась.

Несмотря на упадок физических сил, Шопен отправил Юлиану Фонтане «Полонезы» op. 40, сдал цикл «Прелюдий» op. 28, работал над «Скерцо cis-moll», «Балладой F-dur», написал также «Мазурку e-moll», которую называл «пальмейской».

С начала января в его распоряжении было присланное Плейлем пианино, но 13 февраля Шопен спешно покинул Майорку. Сначала он отправился в Барселону, а затем в Марсель, где выздоравливал под присмотром врачей. Дальше он поехал с Жорж Санд в Геную, а  22 мая через Арль они отправились в имение писательницы Ноан, где Шопена ждал рояль Плейеля, заказанный хозяйкой. В то лето в Ноане гостили поляки — Стефан Витвицкий, Войцех Гжимала, а также Эммануэль Араго, литератор, политик и адвокат. Шопен написал новое произведение — «Сонату b-moll».

Смерть

Смерть

Здоровье Шопена, которое ухудшалось с каждым годом, окончательно было подорвано разрывом со своей возлюбленной Жорж Санд в 1847 году. После этого события, сломленный морально и физически, пианист начинает свое последнее турне по Великобритании, в которое он отправился вместе со своей ученицей Джейн Стирлинг. Вернувшись в Париж, он еще какое-то время давал концерты, но вскоре слег и уже больше не вставал.

Близкими людьми, которые были рядом с композитором все последние дни, стали его любимая младшая сестра Людвика и французские друзья. Фредерик Шопен умер в середине октября 1849 года. Причиной его смерти стал осложненный туберкулез легких.

По завещанию композитора его сердце было вынуто из груди и отвезено на родину, а тело захоронено в могиле на французском кладбище Пер-Лашез. Кубок с сердцем композитора и сегодня замурован в одном из католических храмов польский столицы.

Поляки настолько любят Шопена и гордятся им, что по праву считают его творчество национальным достоянием. В честь композитора открыто множество музеев, в каждом городе стоят памятники великому музыканту. Посмертную маску Фредерика и слепок с его рук можно увидеть в музее Шопена в Желязовой Воле.

В память о композиторе названо много музыкальных учебных заведений, в том числе и Варшавская консерватория. Имя Шопена с 2001 года носит польский аэропорт, который находится на территории Варшавы. Интересно то, что один из терминалов называется «Этюды» в память о бессмертном творении композитора.

Имя польского гения настолько популярно среди знатоков музыки и простых слушателей, что некоторые современные музыкальные группы пользуются этим и создают лирические композиции, стилистически напоминающие произведения Шопена, и приписывают им его авторство. Так в свободном доступе можно найти музыкальные пьесы под названием «Осенний вальс», «Вальс дождя», «Сад Эдема», настоящими авторами которых являются группа «Secret Garden» и композиторы Поль де Сенневиль и Оливер Тусен. Читайте еще: Андрей Державин биография.

Произведения

  • Концерты для фортепиано с оркестром — (1829-1830)
  • Мазурки — (1830-1849)
  • Полонезы — (1829-1846)
  • Ноктюрны — (1829-1846)
  • Вальсы — (1831-1847)
  • Сонаты — (1828-1844)
  • Прелюдии — (1836-1841)
  • Этюды — (1828-1839)
  • Скерцо — (1831-1842)
  • Баллады — (1831-1842)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *