Архип Куинджи биография

Куинджи биография

Архип Куинджи биография. Архип Куинджи один из самых необычных пейзажистов 2-й половины XIX века, которого называют «художником света». Виной тому невероятно точная передача световых потоков, а может, особенная любовь к жизни и ко всему окружающему. Ему даже приписывают использование «лунных красок». Конечно, это всего лишь легенда, подчеркивающая, однако, магию его творчества.

В Москве проходит выставка Куинджи — в Третьяковской галерее можно посмотреть пейзажи одного из самых ярких отечественных художников XIX века. Читайте биографию живописца и готовьтесь к походу в музей. Читайте еще: Леонид Быков биография.

Непризнанный художник Куинджи

Непризнанный художник Куинджи

Архип Куинджи родился в 1841 году в Мариуполе в семье сапожника. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Куинджи обучался греческой грамматике у учителя-грека, позже посещал занятия в городском училище. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.

Семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом. Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому. Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика — поручал ему лишь красить забор и толочь краски.

Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского — Адольфа Фессера, который в то время гостил у живописца. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером — сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы — в Таганроге.

Провал при поступлении и звание свободного художника

В 23 года юноша решил во что бы то ни стало поступить в Императорскую академию художеств в Петербурге. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения. Тогда он написал и выставил на академической выставке картину, которая, к сожалению, не дошла до наших дней.

«Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам – далеко не редкость для молодых художников. После выставки Совет решил, что Архип Куинджи может стать свободным слушателем Императорской академии искусств, и удостоил юношу звания свободного художника. Позже ему разрешили сдать экзамены по специальным предметам, чтобы претендовать на получение диплома. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи.

Куинджи — передвижник

Куинджи — передвижник

В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников — без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи. Остров стал для художника источником вдохновения — он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей — «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».

О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге». Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.

С картиной «Ладожское озеро» был связан громкий скандал. В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». В эту историю вмешались и другие художники — одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников. На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год — полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.

В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.

К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками — поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества. Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.

Расцвет творчества Архипа Куинджи

В семидесятые годы художник уже отошел от идей передвижников и начал писать в собственном неповторимом стиле. Своеобразным прорывом в пейзажной живописи стали две его картины. Куинджи написал «На острове Валааме» и «Ладожское озеро» в 1973 году. Полотна выделялись очень реалистичной передачей природы с нотками романтизма, изящности. Работа «На острове Валааме» выставлялась в Вене, затем ее приобрел для своей коллекции знаменитый московский меценат П. Третьяков.

А вот со второй картиной Куинджи, которая стала символом расцвета его творчества, все не так однозначно. Художник использовал эффект каменистого дна озера, просвечивающегося через прозрачную воду. Этот прием позаимствовал Р. Судаковский. И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал. Куинджи обвинил друга в плагиате, а петербургские художники разделились на два лагеря – одни поддерживали Судаковского, другие встали на сторону Куинджи. В итоге победа осталась за последним.

Личная жизнь

Личная жизнь

В 17 лет юноша влюбился впервые и навсегда. Избранницей стала юная Вера Кетчерджи–Шаповалова. Молодые люди познакомились в доме отца девушки — зажиточного купца. Замечая чувства дочери, он однажды спросил, собирается ли она замуж за босяка. На что получил категоричный ответ:

«Если не за Архипа, то только в монастырь».

Кетчерджи поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение. Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург. А Вера осталась ждать. И дождалась. Архип заработал необходимую сумму. Но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.

В 1875 году молодые люди поженились. После свадьбы новоиспеченный муж написал портрет супруги. В свадебное путешествие отправились на остров Валаам. Во время поездки разыгрался сильный шторм. Супруги спаслись и решили: раз Бог сохранил им жизни, нужно направить их на добрые дела.

После свадьбы Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Но супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам. Отсылали деньги неимущим. Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья. Жена поддерживала мужа в делах. Не требуя бриллиантов и роскошных платьев, сама готовила и убирала дом. Будучи талантливой пианисткой, не считала нужным «беречь» руки.

Супруга пережила возлюбленного на 10 лет. Детей у пары не было.

Затворничество на пике славы

В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.

Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно — искали там источник дополнительного света. «Лунную ночь на Днепре» мечтали купить многие коллекционеры, но Куинджи продал картину великому князю Константину Константиновичу, который отправился с ней в кругосветное путешествие.

Художник выставлял свои работы еще на нескольких выставках, а на пике славы стал затворником. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.

В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти.

Работа профессором-руководителем мастерской

Работа профессором-руководителем мастерской

Архип Куинджи работал профессором всего три года, но за это время он успел научить основам живописи многих молодых студентов и даже стал наставником нескольких известных сегодня художников. Он был великолепным преподавателем. Куинджи ревностно оберегал молодых дарований от подражательства. Он стремился развить в каждом из студентов самобытность и собственное видение действительности, учил их не оглядываться на идеи других.

На памятной табличке, которая находится при входе в поместье Куинджи в Алупке, даже есть запись о том, что его называли «учителем жизни». Архип Куинджи «воспитал» Н. Рериха – непревзойденного мастера, А. Рылова – певца русской природы, К. Богаевского – певца Крыма и других.

Благотворительность

Куинджи не только писал, но и активно продавал свои полотна коллекционерам и «сильным мира сего». На своем творчестве живописец заработал целое состояние, но продолжал жить скромно, делал значительные пожертвования. При церкви, в которой когда-то крестили маленького Архипа, во взрослом возрасте он открыл школу.

Куинджи пожертвовал сто тысяч рублей Академии искусств в Петербурге, организовал кассу взаимопомощи для студентов и проспонсировал Общество поощрения художников. Картины живописца продавались по немыслимо огромным ценам. Один из знаменитых художников, П. Чистяков, даже позволил себе однажды язвительно высказаться на эту тему. Он сказал, что Куинджи – это деньги. Вполне возможно, что коллега «по цеху» был бы не так циничен, если бы знал, куда эти средства расходуются.

Смерть

В 1907 году здоровье художника начало ухудшаться. Сначала он заметил сильную одышку. А весной 1909-го, вернувшись из Крыма, больше недели провел между жизнью и смертью. Врачи сделали рентген и обнаружили сильное расширение сердца и аорты. Болезнь художник запустил основательно. Приступ был купирован, и живописец смог поправиться, но не окончательно.

Следующей весной, во время поездки в Крым, Куинджи остановился в гостинице, где и настигла его болезнь. У него диагностировали воспаление легких. Художнику было 68 лет. В таком возрасте болезнь особенно коварна, а в сочетании с больным сердцем практически неизлечима. Миокардит постепенно убивал гения.

Врачи прописали полный покой, никаких встреч и бесед. Вера Леонтьевна в это время оставалась в Петербурге. Обеспокоенная отсутствием вестей, отправилась в Ялту. На тот момент Архипу Ивановичу стало лучше. Она вернулась в Северную столицу, куда должны были перевезти художника. Но этого не происходило. Она второй раз приехала в Ялту и сама организовала переезд. Врачи советовали лечиться на Кавказе, но мастер предпочел курортный Сестрорецк. Однако и туда ему попасть не удалось.

В Петербурге состояние Архипа Ивановича ухудшилось настолько, что стало понятно – дни его сочтены. Два месяца прошли в мучениях. Художник понимал, что смерть уже рядом. Ему хотелось видеть друзей. В это время к нему часто приходили ученики Рерих, Зарубин, Рылов. Друзья также не оставляли его.

Доктор Александр Гаврилович Гурвич записал в своем дневнике некоторые беседы с художником в последние недели его жизни. В частности, он проводил параллель между художниками и врачами, рассуждая:

«Художник есть тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее, единое — ту жизнь и тот смысл жизни, которые как бы рассыпаны в частностях, раздроблены в них… Почему не умеют это делать врачи? И они должны уметь».

Много философских бесед вел талантливый художник в последние дни жизни. Касался он темы искусства, религии и человеческой морали. Будучи добрейшим человеком с широкой душой, уходил он мучительно трудно.

Ранним утром 11 июля 1910 года Архипа Ивановича Куинджи не стало. Гроб с телом поставили в Академии художеств, а оттуда до кладбища его несли на руках ученики. К процессии присоединились нищие, которым не раз помогал художник. Могила «художника света» — на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. К ее оформлению приложили руку архитектор Щусев, скульптор Беклемишев, художник Николай Рерих, мозаист Фролов.

Картины

Картины

  • 1869 — «Исаакиевский собор при луне»
  • 1871 — «Ладожское озеро»
  • 1873 — «На острове Валааме»
  • 1875 — «Бурьян»
  • 1875 — «Осень. Пасмурный день над степью»
  • 1876 — «Украинская ночь»
  • 1878 — «Вечер на Украине»
  • 1878 — «Закат солнца в леу»
  • 1889 — «Берёзовая роща»
  • 1880 — «Лунная ночь на Днепре»
  • 1887 — «Крым. Берег моря»
  • 1900 — «Закат в степи»
  • 1905 — «В Крыму»
  • 1908 — «Цветник. Кавказ». Читайте еще: Островский биография.

Память

В память о выдающемся художнике было открыты несколько музеев: Музей Куинджи в Санкт-Петербурге, Мариупольский музей имени А. Куинджи, музей-квартира в Алупке. В честь него называли улицы и проспекты во многих российских городах, устанавливали памятные доски, бюсты. Общество художников, основанное живописцем, до сих пор носит его имя. Живописью Куинджи восхищаются современники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *