Леонид Федорович Быков биография

Леонид Быков биография

Леонид Федорович Быков биография. Леонид Быков – советский актер, заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР, откуда и происходил родом артист. Фильмы с Леонидом Быковым приобретали всесоюзную популярность и становились советской классикой: «В бой идут одни «старики», «Аты-баты, шли солдаты», «Укротительница тигров», «Зайчик», «Где вы, рыцари?», «Майские звезды» и другие.

Всего в творческой биографии артиста больше двух десятков актерских ролей. Кроме того, работы по озвучиванию картин, пять фильмов, которые Леонид Быков срежиссировал, и еще два, к которым написал сценарии. Читайте еще: Зара певица биография.

Детство и юность

Детство и юность

Легендарный советский актер, режиссер и сценарист Леонид Быков родился в деревушке Знаменка, расположенной в Донецкой области. Родители актера, Федор Иванович и Зинаида Панкратовна, были потомственными рабочими. Когда мальчику было 10 лет, семья перебралась в поселок Прокатчиков на окраине Краматорска, где и вырос Леонид.

Несмотря на то, что на сцену местного Дворца культуры Быков начал выходить еще подростком, главной мечтой будущего актера было стать летчиком. В 1943 году, пририсовав в анкете пару дополнительных лет, Быков пробует поступить в школу военных летчиков, но обман раскрылся, и юношу не приняли. Через 2 года Леонид Быков повторил попытку, был зачислен в ленинградскую 2-ю спецшколу для летчиков, но еще до начала учебы перестал быть курсантом, так как по причине окончания войны школу расформировали.

Тогда Леонид Быков вернулся к детскому увлечению театром и подал документы в Киевский государственный институт театрального искусства, но и там его ждал отказ, вероятно, по причине маленького роста. Стать студентом актерского факультета Быкову удалось только в Харьковском театральном институте, по окончании которого он 9 лет выходил на сцену Харьковского академического украинского театра имени Шевченко. Дебютной и сразу очень яркой была роль стиляги в комедии «Улица трех соловьев, 17».

В 1960 году Леонид Федорович переезжает в Ленинград, по приглашению киностудии «Ленфильм», где восходит его звезда как киноактера. В последний год 60-х он соглашается сменить обстановку и уезжает в столицу Украины. Там он становится ведущим актером и режиссером киностудии имени Довженко, а также пишет сценарии для сатирического киножурнала «Фитиль».

Но сам Леонид Быков, по воспоминаниям его дочери, впоследствии смену киностудии посчитал большой ошибкой, так как морально не чувствовал себя своим в коллективе из-за прямолинейности характера и открытого высказывания собственного мнения.

Личная жизнь

Единственной любовью Леонида Быкова была жена актера Тамара Константиновна, в девичестве Кравченко. Как вспоминают их дети, пара до последних дней сохраняла трепетное отношение друг к другу и собственным примером показывала, что такое настоящая любовь.

У Леонида и Тамары было двое детей – сын Лесь (по паспорту — Александр) и дочь Марьяна. После смерти отца Лесь не выдержал эксплуатации имени Леонида Быкова и иммигрировал в Канаду.

Заслуги Леонида Быкова перед Украиной

Заслуги Леонида Быкова перед Украиной

Рожденный в семье обычных тружеников Быков для многих людей, живших в советские времена, стал символом целого направления в искусстве кинематографа. Его работы можно узнать по общему настроению киноленты. Только Быков мог придать кинокартине искренность, которая просто не предусматривала возможности остаться равнодушным к фильму.

1. На экране Быков создал образ героя, который с общепринятыми канонами резко диссонировал. Вместо человека без страха и упрека, хрестоматийного советского человека, которого рисовала пропаганда, актер предстал перед зрителями как герой искренний, глубоко душевный. Оказалось, что такой человек, представитель народа и носитель сермяжной правды, полюбился зрителям, стал для них родным и любимым.

Из экрана в образе обычного человека Быков со зрителями общался, делился своими переживаниями, горестями и счастьем. Задолго до присвоения высоких званий властью актер завоевал сердца публики. Заурядная внешность только роднила Быкова с обычными советскими гражданами, которые за удивительную игру благодарили лицедея своей любовью.

2. В противовес вездесущему официозу и помпезности, присущим послевоенному времени, Быков воспевал своими ролями, работами сценариста и режиссера простых бойцов. Он показывал, что в военное время обычные люди, защищающие свою страну, практически ежедневно совершают подвиги.

Причину выбора тематики и сюжета знаменитой картины «В бой идут одни старики» Быков в разговорах с коллегами объяснял легко. Он утверждал, что фильм является для него способом «объясниться в любви «желторотикам». Действительно, героями фильмов Быкова-режиссера являются нередко неопытные, но неизменно искренние солдаты, готовые без колебаний отдать свои жизни.

Между тем, прототипами героев фильма были люди, отмеченные после войны многими наградами. Образ лейтенанта Титаренко (Маэстро) был списан с Виталия Попкова, дважды героя Советского Союза, которому в Москве даже установлен памятник-бюст.

3. Фильмы Быкова показывают героев войны как обычных людей. Если в официальных сводках военного времени содержалась констатация фактов, перечни с цифрами и статистикой, то в кинофильмах режиссера множество неизвестных героев было показано с человеческой стороны, не как воины.

Очень многие люди, становившиеся прототипами для героев Быкова, на момент демонстрации кинокартин уже не могли оценить правдивость воссозданного образа. Благодаря вниманию режиссера истории действительно народных героев – певучих и влюбчивых людей – узнали миллионы зрителей.

4. Созданные на экране образы в рекордно короткое время сделали Быкова моральным авторитетом для общества. Его честность и лиричность вполне ожидаемо понравились зрителям настолько, что актер стал для населения неоспоримым эталоном моральности.

Аксиомой в советские времена было то, что причастность Быкова к съемкам являлась гарантией успешности кинокартины. Режиссерские и актерские работы ставили рекорды по кассовым сборам, после нескольких повторных просмотров зрители знали все диалоги из фильма наизусть, но возможности просмотреть фильм еще раз не упускали.

5. Несмотря на успех у зрителей, власть пыталась ограничить количество появлений Быкова на экране. Очень тяжело переносил актер то, что все важные для кинематографа вопросы решаются после согласования с партийным руководством, компетенция которого в киноискусстве в лучшем случае вызывала сомнения.

Интересно, что возможность снимать киноленту «В бой идут одни старики» режиссер получил не без труда. После ознакомления со сценарием партийная номенклатура отказала в постановке, поскольку сочла «героев недостаточно героическими». После получения разрешения свою «поющую эскадрилью» Быков составил из актеров, которые на момент съемок не были задействованы в других кинолентах.

Затем, когда успех кинокартины стал очевидным, режиссеру незамедлительно присвоили звание народного артиста. Тем не менее в дальнейшем неоднократно власть напоминала Быкову о том, что присвоенные звания заслуженного и народного обязывают к определенной линии поведения. Артиста руководство пыталось поставить в определенные рамки, что творческому человеку пережить было непросто.

6. Быков выступал с резкой критикой государственного регулирования искусства. По причине наличия жесткого контроля над работой творческих людей мир не увидело огромное множество гениальных произведений.

Тесно дружили Леонид Быков и Иван Миколайчук. В кинематографе судьбы двух актеров и режиссеров были схожими между собой. Двое обладали поразительными талантами и не успели за всю жизнь реализовать творческий потенциал. Для двух друзей жизнь завершилась оборванной мелодией, когда они были полны режиссерских планов.

Часто в интервью актеры, режиссеры и другие причастные к кинематографу люди рассказывают, что о свободе творчества могли только мечтать. Обязательным условием для выпускаемых картин было наличие «правильной» идеологической составляющей, художественная ценность фильма находилась в списке приоритетов на второстепенных позициях.

Несомненно, для кинематографа Леонид Быков был человеком знаковым. В память об актере его друзья и товарищи по цеху выпустили фильм «… которого любили все». Название киноленты соответствует действительности, но и без завистников жизнь талантливого художника не обошлась. После его смерти начали ходить слухи о самоубийстве, проблемах в семье и прочие небылицы, из-за которых родные Быкова долгое время отказывались общаться с прессой.

Хорошо помнят талантливого актера и режиссера не только жители государств постсоветского пространства. Созданные им на экране образы вызывали сильные эмоции у людей из разных стран, вне зависимости от их возраста, уровня достатка или положения в обществе. Неизменная популярность фильмов Быкова на протяжении многих десятилетий доказывает, что у актера был действительно народный талант.

Без труда можно сформулировать и секрет успеха Быкова. На самом деле он пытался делать кино о людях и для людей. Свою первую роль в кино он сыграл более 60 лет назад, уже больше 40 лет на экранах больших и маленьких демонстрируется фильм «В бой идут одни старики», принесший Быкову заслуженную славу. Режиссеру удалось снять один из самых лучших фильмов о войне, ставший одним из бриллиантов в кинематографе советского времени.

Интересное о Леониде Быкове

Интересное о Леониде Быкове

  • родился Леонид Быков 12 декабря 1928 года в небольшой деревне Знаменское Славянского района Донецкой области. Жизнь будущему актеру дали Федор Иванович и Зинаида Панкратовна Быковы. Кроме сына, в семье была еще дочь Луиза, супруг которой по странному стечению обстоятельств также погиб в автокатастрофе;
  • с самого детства Леонид Федорович был ребенком веселым и смышленым, но в ранние годы даже не думал связывать свою взрослую жизнь с кинематографом. У ребенка были другие планы на будущее. Под воздействием просмотренных кинолент о героических летчиках мальчик грезил небом, как и многие подростки на то время. Первой ступенью на пути к реализации мечты Быков видел поступление в летное училище;
  • в начале войны семья была эвакуирована в Барнаул, где Быков попытался обмануть военкома. Приписав себе несколько лет, в 1943 году он пришел в военкомат и попросился на курсы летчиков. Рост 163 сантиметра и типичное для мальчишки-подростка лицо не позволили будущему актеру добиться желаемого. Военком только сказал Быкову, что на фронт тому еще рано, для начала было бы неплохо просто закончить школу;
  • во второй раз предпринял попытку сделать авиацию своей профессией будущий актер в 1945 году. В Ленинграде он записался во 2 спецшколу летчиков. Однако вскоре после зачисления парня в ряды будущих учеников-пилотов закончилась война, потому летную школу просто расформировали. Быков успел проучиться только месяц. После этих событий он решает больше не пытаться стать авиатором, но о мечте не забывает;
  • в это время Быков решает податься в артисты. Однако и на актерском поприще сначала молодому человеку пришлось столкнуться с трудностями. Попытка поступить в актерскую школу в Киеве в 1946 году завершается полным фиаско;
  • после провала на вступительных экзаменах расстроенному Быкову предстояло вернуться в родительский дом. Осознавая, что в родном поселке, скорее всего, придется столкнуться с насмешками ровесников, парень едет в Харьков, где повторяет попытку начать обучение актерскому мастерству.
  • Неожиданно, в том числе и для самого актера, попытка увенчалась успехом. Вскоре после сдачи экзаменов он был зачислен на 1-й курс Харьковского театрального института. С этого успеха начинается череда удач в судьбе актера;
  • вскоре после начала обучения педагоги Быкову доверяют играть роль Павки Корчагина. Спектакль ставился на сцене Харьковского государственного академического театра имени Шевченко. Роль на главной сцене большого города для студента-первокурсника была настоящим успехом;
  • после окончания обучения в институте, в 1951 году, Быков принят в труппу Харьковского академического театра, на сцене которого играл на протяжении следующих 9 лет;
  • параллельно с игрой в театре молодой актер начинает съемки в кино. В 1952 году он сыграл свою первую роль. Будущая звезда советского кинематографа, Быков начинал свое восхождение к вершине славы с эпизодической роли. Он сыграл роль обычного сельского парня по имени Сашка в фильме Виктора Ивченко и Исаака Шмарука «Судьба Марины»;
  • к удивлению многих, снятая картина оказалась довольно успешной в прокате. Начинающий актер, сыгравший эпизодическую роль, хорошо запомнился не только зрителям, но и кинорежиссерам. Следующие предложения ролей не заставили себя долго ждать;
  • Александр Ивановский и Надежда Кошеверова в 1954 году предложили Быкову сыграть роль Пети Мокина в картине «Укротительница тигров». У советских зрителей фильм имел действительно большой успех. После выхода киноленты на экраны имя Леонида Быкова стало известным практически всем советским гражданам;
  • интересно, что съемками только в «Укротительнице тигров» работа актера на то время не ограничивается. Параллельно он снимается в картине «Максим Перепелица» на студии «Ленфильм». Вторая кинолента оказалась не такой успешной, как «Укротительница тигров», но для самого актера именно исполнение роли Максима Перепелицы стало той работой, которая открыла дверь в большой кинематограф. Созданный на экране образ помог Быкову завоевать любовь советской публики;
  • после съемок в указанных фильмах Быков продолжает активно воплощать на экране образы других персонажей. Правда, довольно часто роли были похожими друг на друга. По сути, он играл тех же Максимов Перепелиц, только в меньшем масштабе. Такая ситуация актера не устраивала, он стремился к творческому росту. Знакомым Быков рассказывал, что не собирается до бесконечности эксплуатировать один удачный образ, поэтому по возможности выбирал для себя роли разноплановые;
  • в 1961 году зрителям была представлена кинолента «Алешкина любовь». Кинокритики утверждают, что именно в этом фильме Быков сыграл одну из своих лучших ролей. На протяжении следующих трех лет актер снимается в фильмах «На семи ветрах», «Осторожно, бабушка!», а также «Когда разводят мосты». Меньшей популярностью у публики пользовались картины этого времени «Горизонт», «Большой фитиль» и «Зайчик»;
  • в это же время Быков осваивает режиссерскую специальность. Вместе с семьей в 1960 году он переезжает в Ленинград, где ему пообещали дать возможность развиваться в амплуа режиссера. В соавторстве с Гербертом Раппапортом в 1961 году Быков снимает короткометражный фильм «Как веревочке не виться…»;
  • первая режиссерская работа практически полностью проходит мимо внимания зрителей и кинокритиков, но отсутствие аншлагов не смущает Быкова. В 1963 году он снимает печальную и саркастическую комедию «Зайчик», в которой сам и исполняет главную роль. Критики не оценили эту работу Быкова, да и режиссер понимал, что кинокартина далека от идеала;
  • за 3 года перед смертью, после перенесенного инфаркта, Быков написал письмо с просьбами о проведении его похорон. Адресовано письмо Николаю Мащенко и Ивану Миколайчуку. Быков просил церемонию прощания на студии не проводить, на похоронах обойтись без музыки и речей. Единственной песней, которую считал уместной на своих похоронах Быков, являлся «Клен зеленый» в исполнении его актерской «эскадрильи».
  • В прессе сообщения об этом письме начали появляться только после смерти режиссера, хотя написано оно было ранее. На самом деле здоровье Быкова многочисленные съемки и несовершенство окружающего бытия подорвали, как и в случае Ивана Миколайчука. Во время съемок фильма «В бой идут одни старики» Быков чувствовал себя плохо, затем врачи сообщили, что он на ногах перенес микроинфаркт. Дочь Быкова Марьяна сообщила, что сердце у режиссера болело и за месяц до катастрофы, пришлось даже вызывать неотложку. Читайте еще: Куинджи биография.

Фильмография

  • 1954 — «Укротительница тигров»
  • 1955 — «Максим Перепелица»
  • 1958 — «Добровольцы»
  • 1958 — «Ссора в Лукашах»
  • 1958 — «Дорогой мой человек»
  • 1960 — «Алешкина любовь»
  • 1964 — «Зайчик»
  • 1968 — «Разведчики»
  • 1973 — «В бой идут одни «старики»
  • 1977 — «Аты-баты, шли солдаты»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *