Дени Вильнёв

Дени Вильнёв

Дени Вильнёв — канадский кинорежиссёр и автор сценариев, обладатель 7 национальных премий и множества международных наград. Профессиональный путь начал со съёмок франкоязычных короткометражных телекартин и дебютировал в полнометражном кино в 1998 году. В 2013 года Вильнёв переориентировался на международный кинематограф и приступил к съёмкам англоязычных фильмов.

Возраст: 57 лет

Дата рождения: 03.10.1967

Место рождения: Канада, г. Труа-Ривье

Знак зодиака: Весы

Гражданство: Канада

Рост: 182см

Семейное положение: Женат

Ранние годы

Дени Вильнёв родился 3 октября 1967 года во франкоговорящей провинции Квебек, в небольшом поселении Жантийи. Его родители — самые обычные канадцы. Мать, Николь Демерс вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием четверых детей — Дени был старшим ребёнком. Отец, Жан, работал нотариусом. Семья жила в относительном достатке, что позволило всем отпрыскам Вильнёв получить хорошее образование.

Дени ходил в частную семинарию Святого Иосифа де Труа-Ривьер. Несмотря на религиозное самоназвание, школа предлагала светскую образовательную программу. Учился Вильнёв хорошо и демонстрировал большие способности к точным наукам. Родители посчитали, что из сына может вырасти великий учёный. Но Дени обладал слишком богатой фантазией, чтобы посвятить свою жизнь миру науки.

В свободное от учёбы время любил смотреть научно-фантастические фильмы. Обожал перечитывать иллюстрированные произведения — графические романы и комиксы, а также много времени уделял чтению художественной литературы в жанре сай-фай. Его любимыми иллюстраторами стали Жан-Клод Мезьер, Алехандро Ходоровски и Энки Билал, с произведениями которых познакомился благодаря тёте, привёзшей целую пачку комиксов из путешествия.

Как и у большинства канадских мальчишек, особое место в детстве Вильнёва занимал хоккей. Он играл в местной хоккейной команде, но, выходя на лёд, не мог сосредоточиться на игре и постоянно витал в облаках к большому недовольству тренера, поэтому большую часть своей «спортивной карьеры» юный хоккеист просидел на скамейки запасных. Позже Вильнёв сам признался, что из него мог выйти худший из возможных игроков.

В голове Дени постоянно возникали различные истории. Он представлял себя в роли рассказчика, выступающего перед воображаемой аудиторией. Эта игра воображения во многом предопределила судьбу мальчишки. С детства он начал мысленно отрабатывать техники повествования рассказа, что в дальнейшем отразилось на его творчестве. В 10 лет Вильнёв уже знал, что будет снимать кино.

Стивен Спилберг, Стенли Кубрик, Ридли Скот и другие культовые фигуры стали для ребёнка кумирами. Именно они и поставили крест на желании родителей видеть в сыне учёного. Подросток действительно попытался пойти в мир науки и после окончания семинарии перешёл в колледж CEGER — школу общих и профессиональных дисциплин в Квебеке, диплом которого позволяет в дальнейшем продолжить обучение в высшем учебном заведении.

Вильнёв довольно быстро понял, что не испытывает никакого желания заниматься научной деятельностью, хоть и обладал определённой склонностью к наукам. Поэтому, после обучения в колледже Дени переехал в Монреаль и поступил в Университет Квебека, где обучался на кинематографическом факультете. Учёба давалась студенту довольно легко. Он успешно освоил азы кинематографа и получил диплом магистра в области киноискусства.

Дени Вильнёв

Профессиональная деятельность

Окончив вуз, Дэнни Вильнёв принял участие в проекте радиовещательной компании CBC «Гонка: Место назначение — Европа-Азия», сезон 1990—1991 гг. Условия просты — молодые кинематографисты берут любительскую видеокамеру и отправляются в путешествие по миру, в течение которого стараются создать интересный контент. Для самопрезентации в данном шоу Вильнёв снял короткометражку «По следам оператора» и прошёл отбор.

За 7 месяцев Дени проехал весь Индокитай, побывал в Турции и СССР. Заключительный короткометражный фильм — «Земля людей», он снял в Тибете и стал победителем шоу. После этого перешёл работать в Национальное управление кинематографии Канады, где занимался документалистикой. В 1993 году Вильнёв, будучи помощником режиссёра, участвовал в создании фильмов «Умигмаг или документальная задача» и «Ледяной воин».

Параллельно начинающий кинодеятель подрабатывал клипмейкером у ряда рок-групп. В 1994 году, будучи на Ямайке, Дени написал сценарий к короткометражке «REW FFWd» — аббревиатура, означающая перемотку плёнки. Фильм получился довольно успешным, но Вильнёва не покидало желание снять настоящее полнометражное кино, и спустя 2 года он принял участие в экспериментальном проекте «Космос».

В задачу молодого режиссёра входило снять одну историю, которая впоследствии станет частью большого киноальмонаха. Свою работу Дени назвал «Технециум». Организаторы проекта высоко оценили способности молодого режиссёра. Киноальмонах был выдвинут на несколько национальных премий, а руководитель проекта — Роджер Фраппье, согласился выступить в роли продюсера для первой полнометражной работы Вильнёва.

Для полнометражного дебюта Вильнёв выбрал тему романтического роад-муви, затрагивающего довольно актуальную для многих молодых людей тему переосмысления жизни и смены приоритетов. Дени сам написал сценарий, и занял место за режиссёрским пультом. Премьерный показ его первой большой работы под названием «32-е августа на Земле» состоялся на кинофестивале в Каннах в рамках программы «Особый взгляд».

Историю молодой и весьма успешной девушки, которая чудом осталась жива, критики восприняли неоднозначно. Одни хвалили, другие критиковали, но в целом дебют можно считать успешным. Некоторые специалисты отметили, сюжетная линия вряд ли способна заинтересовать массового зрителя, однако при этом подчеркнули потрясающие визуальные эффекты и хорошее музыкальное сопровождение картинки.

Фильм не получил ни одной награды, но главное, что Вильнёв смог заявить о себе, как многообещающий режиссёр с довольно уникальной подачей материала. И в 2000 году Дени доказал, что после дебюта в Каннах критики не ошиблись, считая его режиссёром, способным на большее. Драма «Водоворот» была признана лучшим канадским фильмом года и получила пять различных наград, включая премии «Ютра» и «Джини» за лучшую режиссуру.

Как и в предыдущей работе, Вильнёв вновь выступил в роли сценариста и режиссёра. На этот раз критики особо отметили его сценарий, назвав попытку богатой наследницы найти выход из депрессии с помощью сильнодействующих препаратов «мастерским исследованием морали». Название фильма отражает всю суть этой истории — жизнь главной героини после трагического поворота судьбы превратилась в неподконтрольную стихию.

Специалисты в очередной раз отметили мощь визуального стиля Вильнёва, хотя сама картина провалилась в прокате. В 2006 году Дени снимает короткометражку «120 секунд до победы на выборах», а спустя два года выпускает ещё один короткометражный фильм — «Этажом выше», в котором раскрывает темы жадности и ненасытного потребительства, в конечном итоге приводящие к печальным последствиям.

Следующей полноформатной работой Вильнёва стала кинолента «Политех», вышедшая в 2009 году. Она и «Водоворот» стали самыми неудачными с коммерческой точки зрения проектами в карьере режиссёра. Хотя у обеих рейтинг одобрения превысил 80%. К своему третьему полнометражному фильму Дени уже традиционно сам написал сценарий. На этот раз он экранизировал трагедию 1989 года в Монреале.

Работа над собственными историями стала его фирменным почерком на начальной стадии карьеры. Однако «Политех» в корне отличался от всех предыдущих кинопроектов Дени. В ней режиссёр не стал исследовать сторону морали, а просто поэтапно воссоздал картину трагедии тех дней, а в конце и вовсе удивил публику трогательным финалом. В итоге фильм был удостоен четырёх наград, включая «Джини» и «Ютра» за лучшую режиссуру.

После оглушительного успеха Дени не стал долго почивать на лаврах и уже на следующий год представил миру своё новое творение — военную драму «Пожары». Крепкие драматические сюжеты в исполнении большого любителя фантастики — история сама по себе редкая и лишний раз подтверждающая гений Вильнёва. Фильм стал экранизацией произведения драматурга Важди Муавада. Его премьера состоялась на фестивалях в Венеции и Торонто.

Работа получила множество положительных откликов от специалистов. Её назвали лучшей на данном этапе творчества Вильнёва, что подтверждает и рейтинг одобрения — 91%. Весьма внушительная цифра для независимого кино. Особое внимание критики уделили способности режиссёра плавно переходить от местной истории к глобальным вопросам, а саму ленту назвали «жесткой и завораживающей».

В 2011 году Вильнёв снял две короткометражные картины — «Эмпирическое исследование о влиянии звука на инерцию зрения» и «Рейтинг R для обнажённой натуры». R — это буквенное обозначение фильмов с возрастным ограничением 17, введённое Американской ассоциацией кинематографистов. В этом же году режиссёр получил премию Национального центра искусств. На этом его канадский период творчества подошёл к концу.

Следующим этапом для кинодеятеля стала работа в Голливуде. В 2013 году он заканчивает работу над двумя кинопроектами. Первым на экраны вышел триллер «Пленницы». Его премьерный показ состоялся в августе. Лента стала успешной и в коммерческом плане, и с точки зрения восприятия зрителями, попав в топ-10 лучших фильмов этого года. Кинолента по сей день считается примером того, как горе меняет человека до неузнаваемости.

Дени Вильнёв

Дени Вильнёв на съёмках фильма «Пленницы»

Позже критики отметили, что данная работа стала для режиссёра «лучшей точкой вхождения» в мир Голливуда. Спустя 2 месяца после её премьеры Вильнёв представил публике своё очередное творение — «Враг». Первым новый триллер увидели зрители Торонто, а позже он вышел в широкий прокат, но собрал довольно скромную кассу. Между тем критики положительно отозвались о работе Вильнёва.

Дени попробовал отразить на экране ситуацию, когда один человек пытается украсть жизнь другого. И ему удалось. В основу сюжета легло произведение португальца Жозе Сарамаго. Картина получилась жёсткой и зрелищной. За эту работу режиссёр получил очередную премию «Джини» и денежный приз в размере 100 тысяч долларов от Ассоциации кинокритиков в Торонто, а также забрал серебряный гран-при на Сиджеском кинофестивале.

Над своим следующим проектом — «Сикарио», Дени работал около двух лет. Премьера фильма состоялась в 2015 году, и первыми, кому посчастливилось увидеть данную картину, стали гости кинофестиваля в Каннах. После премьерного показа криминальная драма вышла в широкий американский прокат и продемонстрировала великолепную посещаемость, собрав чек на сумму свыше 84 млн долларов.

Эта работа также была признана одной из лучших в 2015 году и отмечена особой наградой Национального совета американских критиков. Специалисты отметили великолепно вписывающиеся в сюжет и мастерски срежиссированные экшн-эпизоды, благодаря чему повествование выглядит монолитно и с каждым новым витком событий все больше подогревает интригой. Дени удалось создать один из самых запоминающихся остросюжетных фильмов.

В 2016 году наметился очередной поворот в творчестве режиссёра — после создания трёх триллеров он перешёл к съёмкам фантастики. Первой фантастической работой стала лента «Прибытие», сюжет которой основан на небольшом произведении Теда Чана. Релиз стартовал в Венеции, а позже был представлен американской публике. После показа в адрес Вильнёва посыпалась масса хвалебных отзывов.

94% респондентов поставили картине положительную оценку. Кинолента стала самой успешной и кассовой работой в карьере Дени на тот момент времени, собрав чек на сумму свыше 203 млн долларов. А издание The New York Times и вовсе назвала ленту научно-фантастическим шедевром. Впрочем, нашлись и те, кто не разделял общего мнения, называя работу «интересной, но на один раз», а самих инопланетян — «причудливыми».

Однако большинство специалистов сошлись во мнении, что Дени достоин премии «Выбор критиков». Также Вильнёву достались две награды Венецианского кинофестиваля. Этот проект стал для режиссёра самым нетипичным. Он, не отходя от тем насилия и жестокости, вдруг заставил многих людей задуматься — а способно ли человечество покончить со злом собственными силами без помощи извне?

После удачного релиза Вильнёв задумал амбициозный проект — продолжение знаменитой франшизы «Бегущий по лезвию 2049». Продюсерское кресло занял Ридли Скотт. Бюджет картины не разглашается, но специалисты полагают, что на съёмки было потрачено не менее 150 млн долларов. Прокат стартовал в 2017 году и собрал почти 260 млн. Учитывая, что сумма производственных затрат не известна, фильм нельзя назвать кассовым хитом.

Большинство критиков встретили работу хорошо, назвав её «визуально потрясающей с удовлетворительным сюжетом». Обобщающая оценка специалистов и вовсе гласит — «впечатляющее кинодостижение». Как итог, множество наград и номинаций, включая премию «Сатурн» за лучший фильм в жанре научной фантастики. Таким образом Вильнёв в очередной раз доказал, что способен снимать фильмы в любом жанре.

В 2021 году вышел очередной фантастический фильм Вильнёва — «Дюна», ставший киношедевром. В этот раз создатели провели хорошую маркетинговую кампанию, что положительно сказалось на кассовых сборах — лента стала кассовым хитом. На основе общего анализа отзывов специалисты резюмировали — кинофильм в ряде моментов не справился с объёмом первоисточника, что с лихвой компенсировалось масштабом и визуальной адаптацией.

«Дюна: Часть II», вышедшая в 2024 году, стала ещё более кассовой, в общей сложности собрав свыше 700 млн долларов. Её ждали, и релиз оправдал все ожидания. Картина получила восторженные отклики, а её рейтинг одобрения составил 93%. Специалисты назвали работу Вильнёва «монументальной экранизацией». Фильм получил премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты и подарил надежду, что 3-я часть станет не менее шедевральной.

Работы Вильнёва 28 раз номинировались на премию «Оскар» и выиграли 9 статуэток. 32 раз выдвигались на премию BAFTA и победили в 8 номинациях. Есть в копилке кинорежиссёра и один «Золотой глобус». Своим творчеством Дени доказал, что он один из величайших кинодеятелей планеты. Он приучил зрителя к необычным ракурсам, ярким и запоминающимся персонажам, которые способны вызывать у публики сильные эмоции.

Дени Вильнёв

Дени Вильнёв и Зендея на съёмках фильма «Дюна»

Фильмография

Популярные фильмы с участием по версии «КиноПоиск»:
  • 2024 —«Дюна: Часть вторая»Дени Вильнёв
  • 2021 —«Дюна»Дени Вильнёв
  • 2017 —«Бегущий по лезвию 2049»Дени Вильнёв
  • 2016 —«Прибытие»Дени Вильнёв
  • 2015 —«Убийца»Дени Вильнёв
  • 2013 —«Пленницы»Дени Вильнёв
  • 2013 —«Враг»Дени Вильнёв
  • 2010 —«Пожары»Дени Вильнёв
  • 2008 —«Этажом выше»Дени Вильнёв
  • 2008 —«Политех»Дени Вильнёв

Семья и личная жизнь

Дени Вильнёв дважды женат. Его первой спутницей жизни стала актриса Маша Гренон — дочь преподавателя Монреальского университета, в котором получал образование Вильнёв. Пара прожила в браке довольно значительный промежуток времени и родила троих дочерей. Но в 2016 году Дени сблизился с журналисткой Таней Лапойнт и развёлся с женой. Вскоре влюблённые сочетались браком. Совместных детей у них нет.

Дени Вильнёв

Дени Вильнёв с Таней Лапойнт

Награды и звания

  • 2025 —«Сатурн»Лучший режиссер («Дюна: Часть вторая»)
  • 2024 —«Кавалер ордена Искусств и литературы»
  • 2019 —«Рыцарь Национального ордена Квебека»
  • 2017 —«Офицер ордена Канады»
  • 2012 —«Медаль Бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II»
  • 2008 —«Каннский кинофестиваль»Премия «Canal+» («Этажом выше»)
  • 2001 —«Берлинский кинофестиваль»Приз ФИПРЕССИ (программа «Панорама») («Водоворот»)

Дени Вильнёв сейчас

Дени Вильнёв считается одним из лучших режиссёров XXI столетия. Не удивительно, что именно ему выпала честь экранизировать исторический роман Стейси Шифф о Клеопатре. Над данным проектом он работает на протяжении последних 8 лет, и есть всё основания полагать, что премьера состоится в 2025 году. Помимо этого, в планах режиссёра снять ещё три ленты — «Ядерная война», «Свидание с Рамой» и «Дюна: Мессия».

Релиз последней запланирован на 2026 год. В начале 2025 года начался пост-продакшен картины, а основные съёмки пройдут летом этого же года. Учитывая, что самый низкий рейтинг одобрения работы Вильнёва составляет аж 72%, а в среднем его фильмы получают свыше 87% положительных отзывов, мало кто сомневается, что новые кинопроекты станут очередными шедеврами кинематографа.

Дени Вильнёв

Дени Вильнёв и Тимоти Шаламе на съёмках фильма «Дюна: Часть вторая»