Ранние годы
Хуснуллин Марат Шакирзянович родился 9 августа 1966 года в городе Казани Татарской АССР. Информации об отце нет, мать работала судовым врачом, медсестрой. Будущий государственный деятель рос в небольшом городке Чистополе на левобережье реки Камы, что находится в 100 км от Казани. Марат Хуснуллин является татарином по национальности, получил соответствующее воспитание: с юных лет ему прививались уважение к национальным традициям и почитание старших.
Он вспоминает, что в детстве с нетерпением ждал начало летних каникул. Будучи судовым медиком, мать брала его с собой на работу, и у Марата получалось «покорять» российские реки, для него это были незабываемые путешествия. Любуясь бескрайними лесистыми берегами, он грезил о карьере капитана. Однако, повзрослев, Хуснуллин сменил приоритеты. В качестве будущей специализации он выбрал экономику.
Образование
Будущий государственный деятель успешно прошёл вступительные испытания в Казанском государственном финансово-экономическом институте, поступил в 1983 году. Однако в 1980-х годах отсрочка от срочной службы для студентов не предусматривалась. Соответственно, после первого года учёбы Хуснуллина призвали в ряды Советской армии. С 1984 по 1986 год он отдавал долг Родине. Затем демобилизовался, продолжил учёбу в КГФЭИ.
В 1990 году Марат Шакирзянович окончил вуз и получил диплом. Позднее Хуснуллин продолжил обучение. В 2000 году он проходил переподготовку в Открытом университете Великобритании по направлению «профессиональный менеджмент». Спустя ещё шесть лет Марат Шакирзянович защитил кандидатскую диссертацию по экономике.
Начало карьеры
Обучаясь на первом курса КГФЭИ, Марат Хуснуллин работал в качестве лаборанта в родном вузе, обслуживал опытные установки. После срочной службы студент вернулся в вуз и всё так же, до 1987 года, работал лаборантом. В этот же период Хуснуллин углубился в изучение экономических дисциплин, особый интерес для него представлял бухгалтерский учёт.
В 1987 году ему повезло — поиск высокооплачиваемой работы принёс ожидаемые плоды в виде должности главного бухгалтера. В конце 1980-х активно развивались различные кооперативы, в один из которых пошёл работать молодой Хуснуллин. Будучи студентом, он успешно совмещал учёбу и работу в строительном кооперативе. Впоследствии Марат Шакирзянович возглавил кооператив и руководил им до 1995 года.
Следующим этапом в карьере Хуснуллина стала строительная фирма «Интерпластсервис». Профессионализм и ответственность Хуснуллина были высоко оценены, он занял пост генерального директора и руководил компанией до 1997 года. Аналогичную должность, до 2000 года, он занимал и в строительной фирме «Ак Барс».
Служба в Министерстве строительства Татарстана
Помимо строительного сектора, Хуснуллин активно интересовался государственной службой и политической деятельностью. В 1999 году он решил испытать свои силы в политике, был избран депутатом второго созыва Госсовета Республики Татарстан. Помимо того, Марат Шакирзянович продолжал работать в строительной фирме «Ак Барс». В 2000 году Хуснуллину предложили руководящую должность в холдинге «Татэнерго».
Основным направлением деятельности крупнейшего регионального холдинга является обеспечение жителей Татарстана тепловой и электроэнергией. До 2001 года опытный управленец был заместителем генерального директора «Татэнерго». Уже в тот период он имел репутацию талантливого руководителя и опытного специалиста в строительной сфере. Это позволило ему в 2001 году получить пост министра строительства и ЖКХ Татарстана.
Новый министр инициировал обновление жилищного фонда: в городах начали сносить ветхое жильё и возводить новое, люди бесплатно получали квартиры. Кроме того, он уделял большое внимание благоустройству родного региона. Ему удалось оптимизировать расходование бюджетных средств, с помощью которых планировалось проведение строительных работ, осуществлялась модернизация городской инфраструктуры.
Хуснуллин смог реализовать уникальную идею при строительстве новых объектов. Он возглавил разработку проекта, который подразумевал возведение жилой инфраструктуры в едином архитектурном стиле по заранее рассчитанным типовым решениям. Таким образом, выделенные бюджетные средства получалось экономить и перенаправлять на другие нужды региона. Кроме того, типовые проекты строились достаточно быстро, а старые ветхие дома исчезали.
Рентабельность такого подхода не вызывала нареканий, он был экономически выгоден для Татарстана. Строительство новых домов осуществлялось качественно, сэкономленные средства из госбюджета тратились на восстановление и возведение новых дорог, мостов. Хуснуллин методично изучал проблемы ЖКХ в регионе и устранял их. Его деятельность распространялась и на крупные городские агломерации и небольшие населённые пункты.
Результаты работы Марата Шакирзяновича на посту министра строительства Татарстана были заметны уже в 2002 году. В Казани и других крупных городах возводились новые транспортные магистрали, обновлялись дороги. Жители деревень забывали о бездорожье благодаря появлению новых трасс, мостов, транспортных развязок. Кроме того, регион обзавёлся новыми парковыми зонами, спортивными площадками и комфортными ЖК.
В Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан чиновник проработал почти 10 лет — до конца 2010 года. Результаты его деятельности прослеживаются в глобальном обновлении практически всей инфраструктуры Татарстана. Под его руководством была реализована масштабная программа строительства, все запланированные работы всегда выполнялись в срок.
Население Татарстана наконец-то смогло избавиться от полуразрушенных домов. В городах начали появляться современные и хорошо оснащённые больницы, детские образовательные учреждения, парки, торговые центры. Жители небольших или отдалённых населённых пунктов получили возможность ездить по качественным новым дорогам.
Будучи министром, Марат Шакирзянович, также принимал участие в подготовке Казани к Всемирной летней универсиаде, курировал строительство Казанского училища олимпийского резерва «Олимпиец» и Деревни Универсиады, крытого плавательного бассейна «Акчарлак», волейбольного центра «Санкт-Петербург» и пр. По его инициативе строились и другие крупные спортивные объекты, сдача в эксплуатацию которых осуществилась уже после его ухода с поста министра.Так, он руководил запуском строительства крупного стадиона и Дворца водных видов спорта в столице Татарстана.
Значимость для Казани празднования 1000-летнего юбилея неоспорима, и здесь Марат Хуснуллин проявил себя как патриот родного края и профессиональный управленец. Он лично контролировал работу над проектом по строительству метро и моста Миллениум. Марат Шакирзянович курировал и строительство мечети Кул-Шариф — это значимый для региона религиозный объект, красота архитектуры которого привлекает множество туристов.
На государственной службе в мэрии Москвы
Деятельность министра строительства Хуснуллина в Татарстане привлекла внимание столичных руководителей. Эффективного градостроителя и управленца пригласили в Москву. Ему предложили занять пост главы Департамента городского строительства. Марат Шакирзянович занял эту должность в ноябре 2010 года. Однако вскоре, менее чем через месяц, Хуснуллину предложили другую работу — пост заместителя мэра Москвы по градостроительной политике.
Деятельность Марата Шакирзяновича в тот период заключалась в развитии дорожно-транспортной системы. Он старался найти возможность уменьшения постоянной загруженности дорог и избавления от пробок на федеральных трассах. Хуснуллина поддерживал действующий мэр Москвы, ему доверили расширение столичного метрополитена, строительство новых веток и автомагистралей.
При участии Хуснуллина в Москве построили более 100 километров линий метро. Он также работал над решением вопроса автомобильного сообщения между столицей и городами Подмосковья. Ситуация постепенно обострялась из-за перегруженности трасс. Заместитель мэра вплотную занялся данной проблемой, в итоге были построены новые магистрали и удобные транспортные развязки.
Марат Шакирзянович возглавил специальную комиссию, которая занималась борьбой с неправомерным возведением строений в столице. Хуснуллин говорил, что это был сложный и опасный период в его карьере. Многие незаконные постройки принадлежали бывшим бандитам из 1990-х, которые в 2000-х годах стали строительными магнатами. Членам комиссии и её руководителю часто угрожали, но работа велась несмотря ни на что.
С 2012 года Марат Шакирзянович занимался координированием проведения экспертизы проектных документов по объектам городского заказа. Результатом его работы по проведению торгов для городских подрядчиков стало уменьшение расходов бюджетного финансирования, которое предназначалось для строительных работ. Таким образом, благодаря Хуснуллину государственный бюджет сэкономил около 19 млрд рублей. В этот же период чиновник контролировал внедрение электронного документооборота с целью упрощения оформления технической документации для строительного сектора.
В строительстве масштабного делового центра «Москва-Сити» Марат Хуснуллин также был задействован. Заместителю мэра Москвы поручили работу над проведением реконструкции улиц столичного делового района. Так, было построено 2,5 км многополосных транспортных магистралей, частично разгрузивших пробки на территории «Москвы-Сити».
В 2012 году столичные границы значительно расширились: в черту города вошли два новых административных округа — Новомосковский и Троицкий — общей площадью 1480 квадратных километров. На посту заместителя мэра Москвы Марат Шакирзянович контролировал проектирование и начало реализации строительства социального и жилого фонда на территории, получившей название «Новая Москва».
Переход в Правительство РФ
В январе 2020 года указом президента России Марат Шакирзянович был назначен заместителем главы Правительства Российской Федерации. Данная должность подразумевала решение таких важных для государства вопросов, как развитие ипотечного кредитования, курирование дорожно-транспортной системы, управление государственной собственностью и др.
Вскоре Марат Хуснуллин взял под свой контроль экономическую и социальную ситуацию в Республике Крым и Севастополе. В 2021 году ему поручили управление инфраструктурой в Южном федеральном округе, он также работал над развитием сотрудничества с Южной Осетией и Абхазией. В апреле следующего года вице-премьеру доверили кураторство восстановления социального и жилого фонда на новых российских территориях.
В 2024 году Михаил Мишустин сформировал новое правительство. Согласно большинству голосов, Марат Хуснуллин сохранил свой пост заместителя председателя Правительства Российской Федерации. Он продолжил выполнять должностные обязанности: сегодня чиновник всё также занимается проблемами Южного федерального округа, ЛДНР, Херсонской и Запорожской областей.
Марат Хуснуллин сейчас
Действующий вице-премьер занимается развитием южных регионов России и охватывает международные направления. На новых российских территориях он вплотную работает над решением транспортных проблем — контролирует строительство и восстановление дорог. Его деятельность также направлена на улучшение автодорожного сообщения с Крымским мостом со стороны Донбасса.
Марат Шакирзянович планирует возводить новые транспортные магистрали, которые удобны для построения международных логистических маршрутов. В сферу деятельности вице-премьера входит поиск оптимальных решений, которые упростят транспортную связь Российской Федерации со странами Центральной Азии и Каспийского региона. Он также работает над транспортным сообщением через Иран со странами на побережье Индийского океана.
«Инфраструктура для жизни» — глобальный государственный проект, над которым также трудится действующий вице-премьер Хуснуллин. Он направлен на экономичное строительство домов и городской инфраструктуры без потери качества. Кроме того, предполагается одновременное введение в эксплуатацию всех объектов — такие меры должны привлечь инвесторов за счёт комфортной инфраструктуры в российских регионах.
Развитие Крыма — важный государственный вопрос, которым также занимается Марат Шакирзянович. На полуострове он курирует строительную сферу в разных направлениях, касающихся социальных объектов, ЖКХ. Например, сейчас он контролирует строительство очистных сооружений в центральных частях Крыма и создание транспортных веток для съезда с трассы «Таврида».
Семья и личная жизнь
Марат Хуснуллин был женат до 2018 года, сейчас в разводе. В браке с Лилией Харисовой родились трое детей. Вице-премьер не любит афишировать личную жизнь и не высказывается об этом в общении с прессой. Он предпочитает говорить о своей профессиональной деятельности, обозначает важные для страны вопросы, делится планами и достижениями. Свободное время обычно проводит в кругу семьи.
Награды и звания
- 2005 —«Медаль «В память 1000-летия Казани» »
- 2008 —«Благодарственное письмо Президента Республики Татарстан»
- 2008 —«Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени»
- 2010 —«Орден «За заслуги перед Республикой Татарстан»»
- 2013 —«Почётное звание «Заслуженный строитель Российской Федерации»»за заслуги в области строительства и многолетний добросовестный труд
- 2014 —«Премия «Скрипач на крыше» в номинации «Государственная деятельность»»за содействие в развитии социальной инфраструктуры еврейской общины
- 2016 —«Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени»
- 2018 —«Орден Почёта»
- 2023 —«Орден Республики»за значительный вклад в восстановление и развитие отрасли строительства в Донецкой Народной Республике
- 2024 —«Звание «Почетный гражданин Казани»»