Сергей Павлович Королев биография

Сергей Павлович Королев биография

Сергей Павлович Королев биография. Сергей Павлович Королев — выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.

Сергей Королев родился 12 января 1907 года (по старому стилю 31 декабря 1906) в Житомире. Его отец был учителем, из разночинцев. После распада семьи мальчика отправили в Нежин к родителям матери, где он воспитывался в купеческой семье. Читайте еще: Майкл Джексон биография.

С 1917 года он живет в Одессе со своей матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу изучал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

Интересные факты из биографии

Интересные факты из биографии

  • В 1921 году знакомится с летчиками гидроотряда и участвует в авиационной жизни: в 16 лет читает лекции об авиации. Первое его изобретение, созданное в 17 лет, это безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке.
  • 1924-1926 года – учеба в Киевском политехе.
  • В 1926 году переводится в Москву в высшее техническое училище. Участвует в организации планерной школы, становится инструктором и испытателем планеров, заканчивает школу летчиков, посещает аэродинамический кружок и разрабатывает легкие самолеты и планеры. Начиная с четвертого курса, работает в КБ.
  • С 1927 года четыре раза подряд участвует во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.
  • В 1929 года встречается с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру – инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).
  • В феврале 1930 года под руководством А.Н. Туполева защищает проект самолета СК-4. Одновременно с этим Королев создает планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете были выполнены петли Нестерова. Конструктор не смог сам выполнить полет, так как заболел тифом с осложнением в виде глухоты и потери памяти. До болезни у него была феноменальная память.
  • В марте 1931 года начинает работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода – встреча с Цандером, который занимается испытаниями двигателя ОР-1. В работу включается и Королев. В сентябре 1931-го группа во главе с Цандером начинает разработку и испытание ракетоплана РП-1 с жидкостным двигателем.

Детские грезы

Впервые движение по воздуху аэроплана маленький Сережа наблюдал в четырехлетнем возрасте. Произошло это в 1911 году на Украине, в городе Нежине, где мальчик жил вместе с матерью в доме своего деда. Полет, который наблюдал ребенок, осуществлялся знаменитым спортсменом Уточкиным – его тезкой.

То были времена расцвета популярности этого удивительного летчика, слава о котором гремела не только в России, но и за ее пределами. Вид самолета в небе произвел на пылкого мальчика самое яркое впечатление и так потряс его воображение, что врезался в память, не давая покоя долгие годы. Возможно, именно данный эпизод из детства и предопределил его жизненный путь.

Биография Королева Сергея Павловича началась в Житомире, где он появился на свет в 1907 году, 12 января. Далее он жил и воспитывался в разных городах Украины, пока с матерью не переехал в Одессу в дом инженера Баланина – своего отчима. И здесь, будучи четырнадцатилетним подростком, Сергей вновь, наблюдая за полетами над морскими водами членов отряда летчиков гидросамолетов, загорелся прежними своими мечтами, желая подняться в небо сам.

Вскоре ему представился случай поближе познакомиться с начальником воздушной эскадрильи, который дал будущему конструктору первые уроки по механике летательных аппаратов.

Образование

Образование

Будущая звезда ракетостроения Королев Сергей Павлович, биография юных лет которого с тех самых пор была тесно связана с уже упомянутым гидроавиационным отрядом, с детства стремился учиться и делал это прилежно. Однако возможности для получения образования в его жизни, учитывая тревожные годы его юности, не всегда ему предоставлялись.

Даже в общее среднее учебное заведение ему удалось поступить не сразу. Поначалу он окончил всего лишь строительную профессиональную школу, где обучался два года. Но его пытливый юношеский ум и желание преуспеть в познании механики летательных аппаратов все же находили свое применение.

Королев принимал живейшее участие в деятельности гидроавиационного отряда, однажды даже получив шанс подняться в воздух. Он без устали и с увлечением работал в производственной мастерской. И все полученные навыки, безусловно, пригодились, когда Сергей стал сначала строить, а потом и проектировать собственные планеры.

ОАВУК

В 1923 году на землях Украины и Крыма появилось и начало активно действовать Общество авиации и воздухоплавания, которое сокращенно называлось ОАВУК. Данная организация зародилась благодаря призыву правительства и оказалась результатом стремления образовать в указанных регионах собственный Воздушный флот, привлекая в свои ряды передовую молодежь. Не мог оставить без внимания данный проект и Королев. В биографии Сергея Павловича ОАВУК стало заметной вехой, где он продолжил свою деятельность, подходя все ближе к осуществлению заветных мечтаний.

В данном обществе Королев вскоре оказался активным членом планерного кружка. Он делился с рабочими своими знаниями и увлечениями, читая им лекции. В те годы Сергей вдохновенно занимался самообразованием, практически глотая научные книги не только на русском, но и на немецком языке, который выучил довольно прилично. Вскоре достижения будущего конструктора стали очевидными, и его заметили. Королев принимал участие в конференции планеристов, участвовал в строительстве летательного аппарата для самого знаменитого Арцеулова – военного летчика.

Первые шаги отечественного ракетостроения

Сергей Королев возглавляет научно-технический совет московской ГИРД. Первостепенное внимание уделяется ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Королев создает первое КБ, из членов ЦГИР, вошедшее в историю ракетостроения.

Здесь получило начало большинство направлений отечественного ракетостроения. Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты своей работы Королев описывает в книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934). Здесь же он освещает возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.

В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначают заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

Управляемое ракетное оружие

Управляемое ракетное оружие

В 1936 году Королев назначен главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывающего ракетные летательные аппараты. Сергей обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. Впервые им была обоснована концепция ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты, атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.

Во время испытаний, которые Королев планировал проводить лично, случилась авария, во время которой конструктор получил ранение головы и оказался на больничной койке. После больницы, 27 июня 1938 года его арестовали как участника троцкистской контрреволюционной организации. Королева приговорили к десяти годам и отправили на Колыму.

В связи с арестом маршала Тухачевского и авторов нового оружия, разработки остановились. Исследование ракетоплана, которым занимался Королев, было продолжено, но без его участия построить боевой ракетный самолет не представлялось возможным.

Победа и трофеи

В сентябре 1940 года по ходатайству Туполева (хотя он и сам был арестован в 1938 году) Королева вызвали из Колымы. Он сразу же приступил к разработке нового бомбардировщика. После первого полета в декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство. Это был лучший фронтовой бомбардировщик.

Сергей Королев продолжил работу в тюремном КБ Казани, занимаясь разработкой авиационной ракетной установки. По итогам деятельности его наградили орденом «Знак Почета» и освободили от тюрьмы. В конце войны он создает проекты РДД Д-1 и Д-2 с двигателями на твердом топливе.

Оказалось, что в Германии подобные проекты уже реализованы, поэтому его направляют на немецкие предприятия. Королев приходит к выводу, что на родине у него есть возможности для создания подобных ракет, но с улучшенными характеристиками.

В мае 1946 года советское руководство принимает постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня Королев) создается Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Королев назначается одним из главных его конструкторов.

Далее события развиваются стремительно:

  • По указанию Сталина создается копия немецкой ракеты;
  • Проводятся испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88;
  • Испытываются первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 из своих материалов по отечественной документации.

Конструктор

Сергей Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 создается ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появляется РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.

Основным направлением Королева была разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км., модернизированный вариант МБР Р-7А – 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому была создана экспериментальная ракета РТ-1 на твердом топливе. Современные ракетные комплексы оснащаются твердотопливными ракетами, в основе которых МБР РТ-2, созданная Королевым.

Космонавтика

Военные разработки были для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян был запущен искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября на орбиту отправлен второй спутник, на борту которого была собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин.

В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым. При его жизни было успешно осуществлено еще семь полетов пилотируемых кораблей, запущены спутники, космические научные станции и системы.

Жизнь главного конструктора оборвалась рано, это случилось 14 января 1966 года. Причиной смерти стала хирургическая операция, во время которой остановилось сердце. После его ухода темпы развития космических программ снизились. Ни в России, ни в США не появился равный ему по масштабу личности и дарования человек.

Отношение к людям

Отношение к людям

Этот человек был прирожденным лидером, полководцем для своих сослуживцев. Королев отличался смелостью, неистовостью и чрезвычайной увлеченностью. Но вместе с тем люди нередко жаловались на его резкость и вспыльчивость. Однако времени на козни и интриги у Сергея Павловича не было, ведь он полностью отдавался творчеству. Он слыл человеком чрезвычайно проницательным.

Некоторым казалось, что, глядя на окружающих, он способен видеть человека с его достоинствами и недостатками буквально насквозь. Королев никогда не страдал озлобленностью и мстительностью, не проявлял также деспотизма к людям. Но обмана окружающим не прощал, а если уличал кого-то из подчиненных в дезинформации, то отстранял от работы немедленно и без права восстановления.

Личная жизнь

Биография и личная жизнь Королева Сергея Павловича тесно переплетаются. С Ксенией Винцентини – своей будущей первой супругой – он познакомился еще в Одессе, до переезда в Киев и Москву. Тогда, еще в юности, Сергей настойчиво за ней ухаживал, но не получил окончательного ответа, а девушка уехала учиться на врача в Харьков.

Но в августе 1931 года Ксения все-таки становится его женой и переезжает к мужу в Москву. Однако по прошествии лет этот брак распался по причине ветрености Королева и его частых измен жене. От этого союза родилась дочь Наташа, но в размолвке родителей она приняла сторону матери и относилась к отцу без симпатии всю свою жизнь. Позднее сотрудница конструкторского бюро Королева, переводчица Нина Ивановна, стала второй супругой Сергея Павловича.

Разница в возрасте у них была значительная. Когда они поженились, Королеву было 40, а его избраннице — всего 27. Возможно, именно поэтому особого взаимопонимания между супругами не было, и знаменитый ученый и конструктор до конца жизни оставался духовно одинок.

Основные достижения Королева

  • Первопроходец во многих направлениях ракетно-космической техники и ракетного вооружения.
  • Сделал решающий вклад в создание пилотируемых космических кораблей.
  • Обеспечил СССР наличие стратегического ядерного ракетного вооружения, которое стало «щитом» страны.
  • Стал ключевой фигурой в области изучения космоса.
  • Основоположник практической космонавтики.
  • Лауреат Ленинской премии. Дважды Герой Социалистического Труда. Академик Академии наук СССР.

Важные даты биографии Королева

  • 12 января 1907 года – рождение в Житомире.
  • 1915 год — поступление в Киевскую гимназию на подготовительные курсы.
  • 1917 год – поступление в Одесскую гимназию.
  • 1922-1924 годы — обучение в строительной профессиональной школе.
  • 1924 год – поступление в Киевский политехнический институт.
  • 1926 год – переход в Московское высшее техническое училище.
  • 1931 год – создание ГИРД.
  • 1933 год – первый удачный запуск ракеты ГИРД. Создание Реактивного научно-исследовательского института. Начало работ по созданию боевых ракет на разных типах топлива.
  • 1938 год – арест. Приговорен к 10 годам лишения свободы.
  • 1939 год – Колыма.
  • 1940 год- возвращение в Москву, работа в тюремных КБ.
  • 1944 год – досрочное освобождение. Начало разработки баллистических ракет.
  • 1950 год – поступление на вооружение ракеты Р-1.
  • 1957 год – создание первых баллистических ракет. Запуск первого искусственного спутника Земли.
  • 1960 год – поступление на вооружение ракеты Р-7.
  • 1961 год – первый полет пилотируемого космического аппарата «Восток-1».
  • 14 января 1966 года – Сергей Павлович Королев умер от сердечной недостаточности.

Мало что известно о личной жизни Королева Сергея Павловича. Биография его до определенного момента представляла собой тайну и оказывалась скрытой от общественности. Собственно, при жизни об этом засекреченном человеке мало кто слышал. Все заговорили о нем только после его смерти, которая наступила в 1966 году. Случилось это 14 января, черед двое суток после дня его рождения. Читайте еще: Гай Юлий Цезарь биография.

В то время Сергею Павловичу исполнилось 59 лет. Но захоронен этот великий человек, столько сделавший для страны и всего мира, все-таки в Кремлевской стене. Именно там покоится урна с его прахом. Ему поставлены памятники в Житомире – на его родине, в Москве и Подмосковье. Ныне полная биография Королева Сергея Павловича изложена во множестве книг. Этому человеку посвящены художественные фильмы и документальные ленты.

Он скончался внезапно на операционном столе, в то время, когда был полон идей, на пике творческой деятельности. Многие считают, что если бы не преждевременная смерть Королева, советская космонавтика достигла бы гораздо больших и впечатляющий успехов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *